КАТАЛОГ

Главная Статьи История пневмоинструмента

История пневмоинструмента

История создания пневмоинструмента берет свое начало примерно в 70-е годы XIX столетия, когда электрический инструмент еще не получил широкого распространения, а паровые машины по многим характеристикам просто устарели. Эксплуатация паровых машин сопровождалась массой неудобств и зачастую была связана с риском для жизни. Необходим был принципиально новый, надежный вид инструмента и эту «нишу» успешно занял пневмоинструмент.

Первые образцы пневмоинструмента, предназначенные для нужд горнодобывающей отрасли, не сразу получили должную оценку: известны случаи, когда шахтеры наотрез отказывались работать этим инструментом. К 70-м годам XIX века, хотя и были достигнуты определенные успехи в производстве горной техники, добыча полезных ископаемых, в основном, велась ручным способом. Врубовые машины для зарубки угольных пластов применялись лишь в единичных случаях.

Поршневые перфораторы, первые модели которых появились в 1873 году, были весьма громоздкими - их вес составлял 70-80 кг и монтировались они на станинах. Поэтому вскоре стало ясно, что при определенном дефиците свободного места в шахтах, поршневые перфораторы слишком неудобны в работе.

Несмотря на это обстоятельство пневмоинструмент и пневматическая техника успешно применялись в ряде случаев. В 1872 году началось строительство Сен-Готардского тоннеля в Швейцарских Альпах, общая протяженность которого под землей по проекту равнялась 14984 м. Тоннель начинался у итальянской деревни Айроло. Сооружение подземного пути было поручено инженеру по фамилии Фавр, предполагавшему закончить строительство через 8 лет. Одна торговая компания долго и безуспешно вела с ним переговоры, предлагая вооружить рабочих пневмоинструментом и доказывая демонстрациями неоспоримые его преимущества. Но тщетно - еще будучи рабочим в шахте, Фавр наслушался скептических отзывов о пневмоинструменте. Работы по строительству и прокладке тоннеля начались, но в процессе продвижения сквозь скальную породу Альп возник ряд непредвиденных трудностей, связанных с применением паровых машин. Сроки строительства затягивались, Фавр ужесточил дисциплину, люди работали по 14-16 часов в сутки, а техника - круглосуточно. Такой режим работы оказался губительным и для рабочих и для машин. В один из дней паровой двигатель врубовой машины взорвался, убив при этом шестерых рабочих, обслуживавших его. В результате этого инцидента началось массовое увольнение людей, случались и попытки выведения из строя техники. Инженер Фавр потерпел громадные убытки, потерял все свое состояние и умер, не окончив работ. Строительство тоннеля, продолжавшееся в общей сложности 9,5 лет, было закончено с опозданием всего на 1,5 года. Справедливости ради надо заметить, что этот срок мог быть значительно больше, если бы новый инженер не воспользовался услугами торговой фирмы по продаже пневмоинструмента. С каждого конца тоннеля работали одновременно по 400 человек и для транспортировки горной породы, доставки персонала, инструментов и материалов использовали пневматические локомотивы. Сжатый воздух к локомотивам и бурильным машинам подавался в тоннель мощными насосами, для провода которых использовали энергию местных рек. Отработанный в пневматическом локомотиве и установках воздух поступал в тоннель, пополняя, таким образом, запас кислорода!

Характеристики пневмоинструмента со временем все более совершенствовались: снижался вес, инструмент становился надежнее и удобнее в эксплуатации. В 1897 году инженер-изобретатель Георг Лейнер создал портативный молотковый перфоратор, составивший серьезную конкуренцию поршневым моделям. Изобретение с успехом начали применять в шахтах США и Европы, на золотоносных рудниках Мексики и Африки. Стоит заметить, что вес перфоратора Лейнера составлял чуть более 20 кг, по тем временам это был чрезвычайно легкий инструмент. По своей конструкции портативный перфоратор Лейнера был очень близок к современным отбойным молоткам.

Вообще, все пневмоинструменты на тот период времени «страдали избыточным весом». Известный автомобильный магнат Генри Форд в 1902 году писал: «Раньше мы прикрепляли часть кожуха к самому кожуху посредством пневматических молотков, которые считались новейшим изобретением. Нужно было шесть человек, чтобы держать молот, четыре человека около кожуха, и шум был невообразимый. Теперь же автоматический пресс, обслуживаемый одним человеком, выполняет в пять раз больше того, что делали эти десять человек в течение одного дня:».  

Но прогресс не стоял на месте, пневмоинструмент продолжал совершенствоваться, появлялись новые материалы, изобретались устройства и приспособления, и хотя принцип работы пневмоинструмента оставался старым - использование энергии сжатого воздуха, современный инструмент по всем показателям мало похож на своих прародителей. Сегодня многие предприятия России, переоборудуя свою техническую базу, берут на вооружение пневмоинструмент.